«Никому ничего не скажу»

(или рассуждения ребёнка на тему, которую придумали взрослые)
  -  Нужно ли расспрашивать ребёнка о его детсадовской жизни?
      -  Какие вопросы лучше задавать ему?
      - Что делать, если ребёнок ничего не хочет рассказывать?
      -  Как реагировать на его рассуждения о пребывании в детском   
         саду?

         Такие важные вопросы очень часто  задают себе взрослые.
         Вопросы сложные, думают они, и иногда хватаются за голову.
         А на самом деле, всё просто…Самое главное – понять нас, детей, и тогда всё встанет на свои места.        
        Дорогие мамочка и папочка, встречая меня вечером в раздевалке детского сада или дома, скажите (желательно с улыбкой и хорошим настроением) то, что я больше всего хочу услышать: «Как я рад(а) тебя видеть!» или «Как я по тебе соскучился(лась)!».
        Не стоит с порога задавать мне сразу много вопросов. При встрече,  прежде всего, мне важно обнять и почувствовать вас,  или как бы сказали взрослые – «мне важен эмоциональный и тактильный контакт между ребёнком и родителем».
         Конечно, тому, кто приходит за мной  не терпится подробно расспросить, чем я в садике занимался, что ел, как спал, с кем играл, с кем поссорился, что говорила воспитательница.  Может быть,  даже не просто расспросить, а сказать хорошо это или плохо – «дать оценку каждого события» так, наверное,  принято говорить по-взрослому? Таким образом, думают родители,  я, во-первых, привыкну всё рассказывать им, а во-вторых, я научусь думать как они. Но, я уже личность. И у меня на это есть своё мнение, которым бы я хотел поделиться.
         Тот,  кто забирает меня, пожалуйста, не спешите домой –  мне очень нравятся прогулки вдвоём по «нашим знакомым местам». Это нужно для того, чтобы мне было легче перестроиться с детского сада на домашнюю обстановку. И при всём уважении к маминым и папиным знакомым, будет лучше если во время нашей, только нашей,  прогулки мои родители не будут отвлекаться на беседы с ними, ведь я так ценю то время «когда мы бываем  вдвоём».
         Я уже говорил о том, что после садика лучше много не расспрашивать меня о том, что я делал  в детском саду. Большинство из нас, я имею ввиду своих ровесников, не любят об этом рассказывать. Конечно, надо спросить, как прошёл день, но не настаивать на подробностях, если нам не хочется о них говорить. Я и все мои друзья из группы, часто не помним  обычных, или как говорят взрослые «рутинных, привычных» событий дня. Я, например,  могу рассказать только о том, что было необычайно интересно и увлекательно. Если взрослых действительно так подробно интересуют произошедшие события, то лучше спросить о них у  воспитателя. Иначе, у нас из-за ваших активных расспросов, может возникнуть представление, что вы недовольны нами, потому, что мы не умеет рассказывать. Тогда, нам вообще не захочется делиться с вами своими переживаниями.

          Для меня очень важно, чтобы тот, кто разговаривает со мной, проявлял ко мне интерес и расспрашивал о том, что интересно мне. Тогда, у меня появится желание рассказать о себе, как можно больше.
          Бывает так, что рассказать о том, что было в детском саду,  я могу только после того, когда немножко отдохну. А иногда мне нужно достаточно много времени (может быть даже…неделя), чтобы подготовить рассказ о каком – нибудь событии в детском саду. Зачем, спросите вы? Да чтобы осмыслить, «переварить», как говорят взрослые, свои впечатления.
         Вообще я очень не люблю, когда, при встрече вечером, со мной начинают грубо разговаривать, нервничать, кричать и делать недовольно замечания. Наверное, взрослые думают, что это полезно для профилактики из воспитательных соображений, или потому что просто так положено делать. Если я действительно нашалил, то лучше сказать – ты неправ, наверное можно было бы поступить вот так…Но спокойно, без поучающего тона, криков и нотаций. Я мечтаю о том, чтобы мамочка и папочка любили меня и ждали встречи со мной, и чтобы встреча наша была радостной.      
         Бывает так, что мне очень-очень хочется не молчать, а рассказывать и отвечать на разные хорошие,  точные и понятны вопросы.  Например, такие:
-У тебя, наверное, хорошее настроение? Что тебя порадовало?
-Как хорошо вы в садике погуляли?
-У тебя много друзей появилось? Расскажи, как вы играли вместе? С кем понравилось
  играть?
- Что интересного у вас было в детском саду?
- Какие игрушки тебе там нравятся?
- Какие интересные книжки вам читали?
        При этом очень люблю, когда мы вместе представляем – как интересно будет в садике завтра. Вообще, если взрослые не просто слушают, а активно спрашивают и что-то в ответ рассказывают – это здорово. Такие слова как: «А», «Ага», «Понятно», «Интересно», «Серьёзно?»,  сказанные заинтересованно,  очень помогают рассказывать мне. А когда родители  внимательны ко мне, говорят о том, что они поняли мои чувства, эмоции даже самые сильные и отрицательные (ненависть, гнев, зависть) и словами обозначают их,  это придаёт мне уверенность и я очень многое начинаю понимать. Вообще, для меня очень важно, когда мои желания, мечты и рассказы важны для моих родителей и они поддерживают их.
        Не люблю, когда взрослые задают лишние, запутанные и длинные вопросы.
        Сейчас я только учусь интересно рассказывать. Но пока рассказываю долго, повторяюсь иногда, перескакиваю с одного на другое. И мне очень приятно, когда родители не раздражаются на это, не торопят, не прерывают, не отвлекаются, а внимательно слушают и слышат меня.
       Взрослые, если вы заняты, то можете пообещать, что поговорите с нами потом,  в конкретное время, например, после ужина  или перед сном. Нам будет это приятно.

             Да, и не нужно задавать мне таких вопросов  «Тебя кто-нибудь обижал?», или «А что в садике тебе не понравилось?», «Расскажи мне об этом подробно!». Я  сразу начинаю вспоминать обиды, или того хуже буду думать, что должны были обижать, а ещё вспомню всё самое плохое или придумаю это самое плохое, и тогда  мне от этого будет как-то неуютно и  страшно. 
        Мне очень хочется, чтобы взрослые интересовались в первую очередь моими успехами, моими знаниями и достижениями. Хвалили меня за них. Ведь я учусь петь и танцевать, рисовать и лепить и ещё многому-многому другому.    
       Раскрою маленький секрет для взрослых – не обязательно расспрашивать нас напрямую.
      Можно попросить нарисовать детский садик и расспросить по рисунку.
      Или рассказать «интерактивную» (современное есть такое слово) сказку: «Жил-был мальчик. У него были мама и папа, которые его очень любили. Мальчик ходил в детский садик. Вот однажды приходит он из детского садика и говорит…И вот тут я должен продолжить эту сказку. Здорово, правда?!  И взрослым будет над чем подумать.
      Или, например, можно поиграть домашними игрушками в детский сад, где какая-то из них буду я. Понаблюдайте, родители, что делают и говорят игрушки – это о многом вам поведает, возможно, даже больше, чем мой рассказ о детсадовских впечатлениях.
       А  ещё можно дать мне с собой мою самую любимую игрушку, потом расспросить, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, было ли ей весело. Мне забавно и родителям интересно. 
       Или ещё можно придумать так – мамочка или папочка начинают рассказывать о чём-то своём или о себе, например, как у них день прошёл – тут и мне захочется о своём дне в детском саду рассказать. Это как бы по одинаковому получается. И мне и мамочке с папочкой  интересно.
        И вообще я очень разговорчивым начинаю быть, когда мне хорошо, весело и спокойно. Вот, например, когда я играю или песни с родителями пою, или когда мы загадки друг другу загадываем, или обнимаемся перед сном и мамочка с папочкой говорят, что они любят меня…